кадровые агентства и их вакансии в городе, который Вы выберете!
в помощь при подборе персонала и трудоустройстве

справочник кадровых агентств
english
обратная связь

справочник
кадровых агентств


статьи

 

 



Кадровая эволюция



Бизнес все больше ощущает необходимость в профессиональном подборе кадров. Это сказывается на росте рынка рекрутинга в Сибири.

Сибирские кадровики столкнулись с дефицитом узких специалистов и управленцев, что предопределило ускоренный рост рынка рекрутмента. Можно констатировать, что сибирский рынок кадровых услуг не отстает по уровню развития, скажем от уральского, и его потенциал еще далеко не исчерпан.

Морфология бизнеса

Совокупная выручка сибирских кадровых агентств за первое полугодие 2004 года составила почти 44 млн рублей. При этом сибирский рынок демонстрирует более высокие темпы прироста по сравнению с уральским регионом: 105% против 60%. По данным настоящего рейтинга, в общей сложности 90 специалистов рекрутмента принесли компаниям 23,3 млн рублей, закрыв 952 вакансии. Средняя численность персонала компаний по сравнению с предыдущим годом выросла на треть и составляет сейчас 11 человек, штат рекрутеров насчитывает в среднем пять человек.



Большая часть выручки кадровых агентств приходится на сферу производства (54%) и торговлю (35%). Удельная часть сервиса в совокупном доходе — только 8%. Львиную долю выручки кадровым агентствам приносит, как и следовало ожидать, рекрутмент (53%). Далее следует бизнес-обучение (21%), другие направления деятельности компании занимают небольшие сегменты: по 5% приходится на маркетинговые исследования и управленческий консалтинг, остальное — на дополнительный сервис и услуги, например аутстаффинг (персонал компании заключает трудовые договоры не с работодателем, а с кадровым агентством).

Специализация агентств по определенному сегменту специалистов, как и внутренняя специализация, присутствует, но далеко не у всех фирм. Многие компании помимо рекрутмента готовы предложить своим клиентам сопутствующие услуги, пока не все из них находят своего потребителя. В ближайшее время руководство многих предприятий начнет оптимизировать бизнес, активно совершенствовать кадровую структуру. Это значит, что все внимание будет приковано к таким новинкам сибирского кадрового бизнеса, как аутстаффинг, предоставление временных сотрудников, тестирование и аудит кадров.

Рассмотрим другие направления деятельности кадровых агентств. Услуги обучения мало распространены: их предоставляют только четыре компании-участницы рейтинга. Лидирует по выручке новосибирский холдинг «Люди Дела» (7,998 млн рублей). Красноярскому «Агентству Протеже» образовательные услуги приносят на порядок меньше, но именно в нем это направление развивается наиболее стремительными темпами (годовой прирост составил 1 336%). Слабее развит сегмент исследований рынка труда. Его доля в портфеле компаний составляет в среднем 5,8%. Как подтверждают сами игроки, диагностика рынка труда — пока не приоритетное направление, поскольку спрос на него только формируется.



Самые-самые

Первые места в рейтинге занимают новосибирские агентства. Лидером по выручке от подбора персонала является компания «АНКОР». Ее выручка от рекрутмента за первое полугодие 2004 года составила 6,387 млн рублей, что позволило ей с большим отрывом обойти ближайших конкурентов. На втором месте — «Бизнес-Персонал» с показателем в 2,104 млн рублей. Замыкает тройку холдинг «Люди Дела» (2,018 млн рублей). Компании-лидеры существуют на рынке, по меркам отечественной кадровой индустрии, достаточно давно — 7-10 лет. Когда рынок формируется, время выступает как ресурс, который отшлифовывает технологии работы, аккумулирует профессионализм сотрудников, создает репутацию.

Рынок рекрутмента в Новосибирске, по мнению опрошенных экспертов, больше, чем в других сибирских городах. Его емкость оценивается приблизительно в 49 млн рублей в год. Это еще раз подтверждает статус Новосибирска как делового центра Сибири. Относительную развитость кадрового рынка города иллюстрирует и рейтинг компаний по количеству закрытых вакансий. В высшем сегменте располагаются только новосибирские агентства, в то время как в низшем сегменте их нет: плейсменты стоимостью менее 10 тыс. рублей закрывают агентства из Кемерова, Новокузнецка и Омска. В то же время наиболее доходный сегмент услуг executive search (поиск узкопрофильных специалистов и управленцев высшего звена) в Сибири пока представлен слабо: только две компании из опрошенных работают в высшем ценовом сегменте — «АНКОР» и «ЛИЛА-Н».

За и против

Условия формирования кадрового рынка можно описать следующим образом. С одной стороны, спрос на оказание рекрутинговых услуг сделал рынок привлекательным не только для местных компаний, специализирующихся на этом направлении, но и столичных агентств, приступивших к освоению регионов. Усиление конкуренции стало импульсом для расширения спектра услуг, повышения их качества и профессионализма компаний. С другой стороны, существуют барьеры роста кадрового рынка, которые делают его инертным. Один из них — отсутствие правового регулирования в кадровой индустрии, размывающее правила игры.

Дезорганизованность рынка породила серьезную проблему для кадровиков в лице агентств-однодневок. Это начинающие агентства, использующие демпинг как единственный конкурентный ресурс в ущерб качеству услуг. Их привлекает иллюзия получения легкой прибыли: не требуется дорогостоящее оборудование, не нужно проходить аттестацию и лицензирование. Правда, срок их жизни не велик. Как считает директор компании «АНКОР» (Новосибирск) Елена Рыженкова, «такие агентства узко смотрят на бизнес — у них отсутствует менеджерское мышление, они не инвестируют в техническое оснащение и аналитику, следовательно, не имеют потенциала развития». В связи с этим на нижнем уровне постоянно происходит ротация кадровых агентств.

Отмену лицензирования кадрового бизнеса, инициировавшую появление большого числа агентств, представители компаний оценивают по-разному. Некоторые эксперты называют вред надуманным, апеллируя к тому, что получение лицензии представляло простейшую бюрократическую процедуру — пройти ее и открыть кадровое агентство мог любой желающий.

Приход в регион сильных инорегиональных компаний не рассматривается местными игроками как сигнал к переделу рынка. Новосибирские кадровики считают, что один из новичков-варягов на рынке — московская компания Kelly Services — просто внесет вклад в становление цивилизованного рынка рекрутмента. Сами кадровые агентства признаются, что не в состоянии удовлетворить заказы всех клиентов, рынка хватит на всех. С другой стороны, никто не может гарантировать, что Kelly Services станет работать именно с теми клиентами, чей спрос не могут удовлетворить другие агентства. Любой новой компании на рынке рекрутмента предпочтительнее работать с «искушенными» работодателями, которые имеют опыт сотрудничества с кадровыми агентствами и адекватно представляют себе условия игры.

Будущее — за «синими воротничками»

Рекрутинговый рынок Сибири сейчас находится на стадии устойчивого роста. Рейтинг компаний, в которых наиболее динамично за прошедший год развивался рекрутинг, дает основания полагать, что рынок начал развиваться в разных региональных направлениях (из пятерки лидеров три находятся не в Новосибирске). Все большее количество работодателей сегодня уделяют внимание человеческим ресурсам, предъявляют спрос на услуги рекрутинга. Директор по персоналу компании «Сибирский гурман» (Новосибирск) Наталья Коршунова так пояснила необходимость сотрудничества с кадровыми компаниями: «Агентства регулярно занимаются исследованием рынка труда, имеют большую базу кандидатов, так легче найти дефицитного специалиста, чем заниматься поиском самостоятельно. Относительно высокая скорость заполнения вакансий и качественный рекрутинг — главные преимущества кадровых агентств».

В настоящее время на рынке происходит смена приоритетов среди клиентов, услуги становятся востребованными в других сферах. Елена Рыженкова говорит о том, что раньше основными клиентами кадровых агентств были торговые компании, занимающиеся продажей потребительских товаров, а сейчас рекрутинговые услуги активно потребляет сегмент корпоративных продаж (business to business).

На рынке пока пустуют очень много ниш, которые понемногу начинают осваивать участники кадрового бизнеса. В ближайшие год-два следует ожидать роста численности агентств, специализирующихся на подборе вакансий по рабочим специальностям. Это направление, использующее несложные, а значит менее дорогие технологии отбора кандидатов, может стать достаточно прибыльным для компаний. Необходимо лишь донести до работодателей, что издержки от постоянной смены сотрудников будут стоить дороже, чем поиск качественного персонала посредством агентства. Хотя маловероятно, что уже существующие на рынке фирмы начнут открывать департаменты, занимающиеся подбором рабочих кадров, поскольку это может неблагоприятно отразиться на их имидже.

Правовой вакуум, существующий сейчас в сфере кадрового бизнеса, скорее всего породит со стороны его участников законодательные инициативы, которые будут способствовать развитию цивилизованного рынка услуг и позволят преодолеть барьеры развития в лице недобросовестной конкуренции. Если это произойдет, то в обозримом будущем серьезных преград для роста не предвидится.



Ольга Хибакова,
"Эксперт-Сибирь"

 

 


  ©    Biramax | 2005-2017 | seo  

Рейтинг@Mail.ru