кадровые агентства и их вакансии в городе, который Вы выберете!
в помощь при подборе персонала и трудоустройстве

справочник кадровых агентств
english
обратная связь

справочник
кадровых агентств


статьи

 

 



Самарские рекрутеры на пути к профессиональному объединению



В последнее время в России вообще, и в Самаре в частности, наблюдается бурный рост предложения в сфере услуг по подбору персонала. Многие компании практикующие осмысленную кадровую политику, уже не мыслят развитие своего дела вне услуг профессиональных рекрутёров. Сегодня в Самаре активно работают 28 кадровых агентств, но спрос на квалифицированные кадры пока устойчивый и, можно полагать, это количество рекрутёров предельным для Самары не является.

С ростом рынка кадровых услуг растут и его проблемы: конкуренция кадровых агентствами усиливается, принимая иногда острые формы, профессионализм работы рекрутёров нельзя назвать иначе как «очень разный», работодателям и соискателям) всё труднее ориентироваться в предложениях рекрутёров.


Большинство самарских рекрутёров - замечу, наиболее профессионально работающее большинство - видят путь решения многих проблем в установлении общеприняты: цивилизованных «правил игры» на рынке труда. Установление же цивилизованных "правил игры" не мыслится рекрутёрами без объединения в профессиональную Ассоциацию. Первые шаги в этом направлении уже сделаны в минувшем январе, на встрече руководителей самарских кадровых агентств - во время этой встречи американский бизнесмен Митчелл Кот подробно изложил самарским коллегам выгоды объединения в Ассоциацию. Да без подсказок самарские рекрутёры понимают: сообща, на базе профессиональной организации куда легче (да и выгоднее) решать самые разные вопросы - от профессионального обучения до организации информационного обеспечения. Установление же общепринятых принципов и норм работы без профессионального объединения просто невозможно.

Сложившаяся на рынке труда ситуация настолько не устраивает квалифицированных рекрутёров, проблем так много, что в объединении видятся пока одни положительные моменты. Впрочем, никто лучше самих рекрутёров не может внятнее рассказать - чем же их не устраивает нынешнее положение и что они хотели бы иметь от объединения. Выслушаем нескольких представителей самарских кадровых агентств.

Ситуация как она есть

Ирина Макарова, директор кадрового агентства «Профит-М»: «Рынок труда в Самаре в настоящий момент дик и хаотичен. На нём действуют около 30 кадровых агентств (исключая службы трудоустройства) с одной стороны, с другой стороны - работодатели, а с третьей -соискатели. В силу отсутствия четких правил игры на этом рынке каждый из игроков имеет определенные претензии к другой стороне. Работодатели, имея негативный опыт работы с каким-то одним агентством, переносит негативное отношения на всю отрасли целиком -стоимость услуг рекрутёров высокая, процесс подбора долог, качество низкое и т.п. В то же время и у рекрутёров есть ряд претензий к уважаемым работодателям. Порой представитель заказчика (менеджер по персоналу организации) не может сформулировать четких требований к кандидатам, делая невозможным качественное выполнение заказа. Пользуясь разрозненностью кадровых агентств, заказчик может диктовать свои условия исключать из договора невыгодные ему пункты, навязывать заведомо низкие расценки, ставя агентство перед выбором - не примешь мои условия, отдам заказ более покладистым. Размещая заказ на одну вакансию в нескольких агентствах, заказчик провоцирует агентства гнаться за скоростью в ущерб качеству. Соискатели недовольны тем, что при видимом многообразии вакансий, опубликованных в СМИ, зачастую бывает, что речь идет об одной и той же вакансии, размещенной в разных агентствах. Кроме того, нередко, когда предприятие дает агентству информацию о заведомо завышенной зарплате, с целью привлечь хорошего специалиста, а при собеседовании в организации звучат совершенно другие условия оплаты. Проблем много, и каждая из них достойна отдельного обсуждения».

Зачем это нужно?

Ну и что? Рекрутёры работают, идёт в целом нормальная, рыночная конкуренция. В условиях рыночной конкуренции и могут происходить естественные изменения рынка: неповоротливые и неумелые КА «в процессе эволюции» будут выбывать, останутся лишь те кто умеет работать профессионально, качественно и быстро. Они поделят между собою рынок и смогут договориться между собою, хотя бы на основе двусторонних договорённостей - как поступать «хорошо», а как «плохо». Это будут уже в какой-то мере осмысленные общественные действия. Есть ли смысл в создании особого объединения на профессиональной основе? Ведь объединение рекрутёров в Ассоциацию (Гильдию, Общество - как угодно) обязательно предполагает формирование структур, в значительной мере бюрократических. А это, во первых - дополнительная головная боль для и без того загруженного работой руководства кадровых агентств, во вторых - содержание этих бюрократических структур и оплата всех проводимых от его имени мероприятий ляжет на плечи самих рекрутёров.

Смысл объединения

Сами рекрутёры считают, что характер и эффективность деятельности формируемого объединения зависит, прежде всего, от них самих.

Ирина Макарова: «Никакими «междусобойными» соглашениями не решить проблемы:

  • повышения профессионального уровня всех участников процесса - как рекрутеров(юридическая защита своих интересов, профессиональный рост), так и работников кадровых служб предприятий;

  • принятия согласованных принципов работы кадровых агентств;

  • формирование общей ценовой политики в целях исключения недобросовестной конкуренции;

  • принятия профессионально-этического кодекса рекрутера.


Решить всё это можно только путём профессионального объединения».

Ирина Пискайкина, директор Агентства кадровых решений «Альянс»: «Профессии «рекрутер» уже 10 лет, но она до сих пор не вошла в квалификационный справочник должностей и профессий РФ. Между тем, рынок рекрутмента активно развивается: возрастает количество вакансий, закрываемых с привлечением рекрутинговых агентств; растет число профессиональных игроков на этом рынке. Да и сам рынок движется в сторону того, чтобы называться «цивилизованным». По приблизительным оценкам на Самарском рынке труда работает около 30 операторов, большинство из которых сосредоточено в сегменте Management Selection. У рекрутеров давно назрела необходимость консолидации, информационной открытости и, как итог, правильного позиционирования себя на этом рынке.

Несомненно, целью создаваемой Ассоциации должно быть: повышение качества оказываемых услуг клиентам. Для того, чтобы рынок стал цивилизованным, по определению Ассоциации консультантов по подбору персонала (стандарты которой мы взяли за основу Самарской Ассоциации), он должен стремиться к повышению общего уровня профессионального мастерства участников рынка; внедрению согласованных принципов и стандартов профессиональной деятельности; исключению недобросовестной конкуренции на рынке кадровых услуг; обеспечению прозрачности кадрового бизнеса. Несмотря на конкуренцию, у каждого агентства должна быть своя ниша, своя специализация и свой клиент».

И будет всем счастье

Стремление некоторых рекрутеров к обеспечению «прозрачности кадрового бизнеса» впечатляет, если учесть, что суть их профессиональной деятельности в посредничестве -знают, где «водятся» требуемые заказчику кадры, а вот заказчик того не ведает. И потом, вот объединятся рекрутёры в Ассоциацию, начнут семимильными шагами повышать свою (и коллег) квалификацию, договорятся о принципах работы и этических нормах, распределят ниши рынка... И будет всем счастье, и прекратится конкуренция? Так никто и не обещал, что конкуренции не будет, да и речь идёт не о «конкуренции вообще», но о конкуренции «цивилизованной» и дикой.

Вот как оценивает происходящий Альбина Елышкина, руководитель отдела тренинга и консалтинга Центра Кадрового Консалтинга «Гелиос»: «Из опыта - и зарубежного, в частности американского, и отечественного, в частности московского, очевидно, что объединение в профессиональную ассоциацию никак не противоречит принципам свободной конкуренции между членами этой ассоциации. Зато клиентам, работодателям будет очень полезно, если мы будем себя лучше, более «отчётливо» себя позиционировать, если предложение услуг будет более дифференцированным. Многие агентства работают по разным технологиям, конкурентные стратегии тоже разные. Если даже сами КА не точно позиционированы «внутри себя», клиенту тем более сложно ориентироваться, клиент идёт обычно методом проб и, часто, ошибок. Если рекрутёры объединяться в Ассоциацию и это объединение будет вести активную работу с использованием как СМИ, так и других средств общения - семинаров, «круглых столов», конференций с максимально возможным привлечением представителей действительных и потенциальных клиентов - работодателей, работодатель станет лучше ориентироваться в спектре предлагаемых кадровыми агентствами услуг. Соискатели, при подобной направленности деятельности Ассоциации, будут лучше осведомлены о принципах работы того или иного рекрутёра. Для соискателя это очень важно: с принятием членами Ассоциации сформулированных этических норм, обязательных для всех, будут сведены к минимуму: возможность несанкционированного использования конфиденциальной информации о соискателе, не санкционирование самим соискателем. Ассоциация защитит соискателя от неэтичного поведения рекрутёра. В этом я вижу основную цель Ассоциации, основной смысл её основания».

Неизбежное

Отечественная традиция: если в наличии имеется какая-либо «вышестоящая» организация, то в неё непременно пойдут жалобы (частью даже обоснованные) на «нижестоящие». Принятие обязательных для всех членов Ассоциации этических норм как и наделение Ассоциации рекрутеров функциями представляется неизбежным. Будет ли это полезно для членов Ассоциации, для заказчиков и соискателей?

Вот как смотрит на эту проблему Альбина Елышкина: «Здесь важны не карательные санкции, гораздо важнее восстанавливать доверие работодателей и рекрутеров друг к другу. Для этого необходимо разбирать возникающие конфликты и выяснять - кто в чём не прав. Разбирая возникающие конфликты, объясняя их причины, рекомендуя и разъясняя: какие существуют правила, какие нормы и донося - возможно через СМИ - до потребителя, можно свести возможные конфликты к минимуму. Следует использовать все возможности для улучшения отношений рекрутеров с клиентами. Предполагается, что в Ассоциации будет комитет по этике с постоянно действующей связью - клиент, если сочтёт, что такой-то рекрутер обошёлся с ним неэтично, может в любое время обратиться туда со своей претензией. Комиссия по этике эту претензию рассматривает и приносит извинения клиенту, объясняет ему - как всё должно быть. Своему коллеге рекомендует «больше так не делать», а то с ним никто не будет иметь дело - Ассоциация постарается предать такие факты публичной огласке. И наоборот, если не прав окажется клиент-работодатель (к примеру заказ был сделан, работа проведена, результат достигнут, но клиент вдруг передумал и не нужен уже ему никто), то ему говорят: так нормальные люди не поступают.

Выдумывать ничего особенно не надо, так как этические нормы уже есть, сформулированы они Ассоциацией консультантов по подбору персонала (АКПП) на основе опыта работы российских организаций в российских же условиях. Наша Ассоциация может целиком войти в АКПП, если мы примем их нормы. Ведь заказы в самарские агентства поступают и от москвичей, и от питерцев, мы, по сути работаем не на узко местном, но на общероссийском рынке. И руководствоваться мы можем только общероссийскими нормами».

Объединение рекрутёров в интересах всех участников рынка труда? Заинтересованность значительного числа рекрутёров в Ассоциации очевидна. Ольга Терещенко, рекрутёр КА «Бизнес-Персонал» объясняет необходимость объединения следующим образом: «Членство в Ассоциации кадровым агентствам даст возможность более активно изучать мировой и российский опыт рекрутмента, например, через проведение в Самаре семинаров, курсов с ведущими мастерами рекрутмента и кадрового менеджмента. Это также изучение и обмен информацией о современном состоянии, перспективах рынка кадровых услуг как в нашем городе, так и в России.

В последнее время руководители успешных компаний все более разборчиво подходят к выбору с каким кадровым агентством сотрудничать. Руководители компаний, обращаясь к кадровым агентствам хотят быть уверены, что консультантам-рекрутерам можно доверять на 100 %. Но не менее важен и профессионализм рекрутёров - насколько хорошо они понимают рынок, на котором будет вестись поиск, насколько они профессиональны в оценке найденных кандидатов, смогут ли задать нужные вопросы и получить ответы, интересующие заказчика. Сегодня в Самаре очень важна прозрачность и популяризация рекрутмента, как сферы деятельности. Иногда в работе сталкиваюсь с такими вопросами директоров фирм: «А чем мне выгоднее подбирать персонал с помощью кадрового агентства? А за что я плачу именно такую цену?...» Поэтому в рамках Ассоциации целесообразно проведение круглых столов, открытых встреч с руководителями фирм, HR-менеджерами, на которых возможно, как обсуждение актуальных проблем на рынке труда, так и диалог на тему: «Руководитель и рекрутёр: что способствует сотрудничеству?». Объективная и своевременная информация позволит наладить более плодотворные партнерские отношения. Чем более профессиональными будут оказываемые рекрутерами услуги, тем более востребованными они будут заказчиками.»

Объединение даёт преимущества

Выше приведено мнение лишь нескольких кадровых агентств, но мнение это практически совпадает со стремлением к объединению в Ассоциацию очень значительного количества самарских рекрутёров. Справедливости ради следует сказать, что есть и кадровые агентства, принявшие решение не всходить в Ассоциацию. Необходимо отметить важный момент: агентства, объединившиеся в Ассоциацию, получат значительные преимущества перед «неприсоединенцами». А именно: повышение профессионального уровня через обучение, улучшение своего имиджа и повышение известности, возможность решать спорные вопросы с коллегами и заказчиками при авторитетном содействии официальной организации. Так что, создание Ассоциации - во многом и вопрос успешности конкуренции.

Создание Ассоциации рекрутинговых (кадровых) агентств в свете всего выше сказанного представляется неизбежным. Но вот на вопрос: будет ли это объединение таким, как представляется сегодня рекрутёрам может дать ответ только время. И сами рекрутёры.



С рекрутерами беседовал Александр НАБОКОВ,
газета "Ведомости"

 

 


  ©    Biramax | 2005-2017 | seo  

Рейтинг@Mail.ru